
Мошенники используют данные настоящих работников школ, дипфейк-технологии и подменные номера, чтобы убедить жертв предоставить код из СМС-сообщений от Госуслуг. В таблице ниже смотрите, какую информацию могут запросить мошенники и как вести себя в разных ситуациях.
Как вести себя в разговоре с мошенниками
Что говорят мошенники | Что делать |
---|---|
Звонят под видом администрации школ или педагогов с незнакомых номеров и просят код из СМС от Госуслуг |
Администрация школы или учителя действительно могут позвонить с незнакомого вам номера. Но сотрудники школ никогда не запрашивают коды из сообщений и иную финансовую информацию. Чтобы не стать жертвой мошенничества, положите трубку и заблокируйте номер телефона, с которого поступил звонок. Установите приложение, которое блокирует звонки с подозрительных номеров. Позвоните по единому номеру «112» и сообщите о случившемся |
Звонят под видом сотрудников полиции или ФСБ и просят сведения о банковской карте или Госуслугах | Официальные органы всегда присылают повестку и никогда не предоставляют данные о своем служебном удостоверении по телефону. Если получили такой звонок – положите трубку, заблокируйте номер телефона, с которого поступил звонок. Затем позвоните по единому номеру «112» и сообщите о случившемся |
Звонят под видом сотрудников банка и просят сведения о банковской карте |
Менеджеры банков действительно могут позвонить с единого номера банка. Но мошенники так же могут использовать подменные номера. Если получили такой звонок, положите трубку и перезвоните на горячую линию банка. Узнайте, действительно ли вам звонил менеджер. Если менеджер не звонил, сообщите сотрудникам банка, что их номер используют мошенники |
Звонят или пишут в мессенджерах под видом родственников и друзей и просят деньги в долг | Придумайте проверочное слово или фразу, которую будете использовать в таких ситуациях. Либо спросите собеседника о чем-то личном, что точно не может знать мошенник. Если понимаете, что пишет мошенник – заблокируйте контакт. Затем сообщите знакомому, что его взломали |
Предлагают перейти на сайт |
Никогда не переходите по ссылкам, которые дали незнакомые люди. Если перешли по ссылке, обратите внимание на адресную строку. Мошенники используют фишинговые сайты, которые похожи на сайты известных компаний, однако адреса всегда отличаются. Сравните адрес сайта из ссылки с настоящим. Если увидели, что сайт ненастоящий, – прервите разговор, заблокируйте номер телефона и сообщите в службу поддержки настоящего сайта |
Сообщают о крупном выигрыше и просят оплатить налог | Все сообщения о выигрышах приходят только с официальных номеров и адресов организаторов лотерей и конкурсов.
В случае реального выигрыша никто не попросит вас оплатить налог, так как налоги либо удерживаются при выплате, либо оплачиваются лично в налоговой. Не реагируйте на такие сообщения. Заблокируйте номер, с которого поступил звонок или СМС |
Сообщают, что срок действия СИМ-карты истек |
У СИМ-карт нет срока действия, а заменить их можно только по вашей инициативе. Прервите разговор и заблокируйте номер, с которого поступил звонок |
Сообщают, что личный кабинет на портале Госулуги взломали и просят предоставить код из СМС |
Операторы Госуслуг и сотрудники МФЦ никогда не звонят с сообщением о взломе личного кабинета на Госуслугах. Если такой звонок поступил, положите трубку и заблокируйте номер, с которого звонили. Чтобы удостовериться, что с личным кабинетом все в порядке, посетите МФЦ и узнайте о статусе аккаунта. Также во вкладке «Безопасность» можно установить дополнительное подтверждение входа по СМС, электронной подписи и контрольному вопросу. А еще – задать более сложный и надежный пароль со строчными и прописными буквами, цифрами, специальными символами |